Дата публикации: 28.05.2019 18:02
Дата изменения: 28.05.2019 18:03

Согласно пункту 9 статьи 25 Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах» (далее - Закон) платежи по сделке, сумма которой превышает 1000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату совершения платежа, осуществляются индивидуальными предпринимателями, состоящими на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, или юридическими лицами в пользу другого индивидуального предпринимателя, состоящего на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, или юридического лица только в безналичном порядке.

Осуществление индивидуальными предпринимателями, состоящими на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, или юридическими лицами платежа в наличном порядке по гражданско-правовой сделке на сумму свыше одной тысячи месячных расчетных показателей в пользу другого индивидуального предпринимателя, состоящего на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, или юридического лица является составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 266 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 147 Гражданского кодекса Республики Казахстан).

При этом, ограничение распространяется на осуществление платежа в наличном порядке по сделке на сумму свыше 1000-МРП независимо от срока его действия и периодичности осуществления.

Однако на практике заключают несколько однородных договоров в целях уклонения от исполнения нормы пункта 9 статьи 25 Закона.

В этой связи по фактам искусственного дробления соответствующих сделок подлежит привлечению к ответственности по статье 266 КоАП.

В соответствии со статьей 819 КоАП орган (должностное лицо) при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснить, было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, а также обстоятельства, позволяющие не привлекать лицо к административной ответственности, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Таким образом, административная ответственность за административное правонарушение устанавливается по результатам рассмотрения административного дела и подлежит оценке с учетом изучения всех материалов дела об административном правонарушении.