Дата публикации: 28.04.2017 10:37
Дата изменения: 28.04.2017 10:39

В настоящее время одним из приоритетов налогового контроля является камеральный контроль. Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 598, утверждены правила проведения камерального контроля. Камеральный контроль – предусматривает собой форму контроля осуществляемую налоговым органом без посещения объекта на основе анализа и сопоставления данных информационных систем, а также других сведений о деятельности объектов.  Основной целью камерального контроля является пресечение нарушений бюджетного и иного законодательства в начальной стадии их совершения и предоставление возможности налогоплательщику самостоятельно устранить нарушения, при этом предусмотрено освобождение от штрафов при своевременном устранении нарушения. Камеральный контроль позволяет минимизировать контакт сотрудников налогового  органа с налогоплательщиками и охватывает практически всех налогоплательщиков, предоставляющих налоговую отчетность. Проведение камерального контроля, в том числе и автоматизированного, позволяет обнаруживать практически все ошибки, допущенные налогоплательщиками при заполнении форм налоговой отчетности. Вместе с тем, результаты проведения камерального контроля позволяют выявить налогоплательщиков, деятельность которых требует проведения более детального анализа при проведении тематических и комплексных налоговых проверок.

Положительный результат в проведении камерального контроля имеет место не только для налоговых органов, но и для добросовестных налогоплательщиков, допустивших нарушения в налоговой отчетности по причине незначительного опыта, либо ошибки механического характера. Как показывает практика, проведение камерального контроля на постоянной основе заметно повышает налоговую дисциплину налогоплательщиков. В случаях когда налогоплательщик не отреагировавший на уведомление налогового органа, несет административную ответственность,  и  включается в список рекомендованных к проверке налогоплательщиков. План налоговых проверок составляется на основе анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика.

С целью отбора налогоплательщиков для включения в план проведения налоговых проверок налоговым органом применяется система управления рисками. Согласно Налоговому кодексу система управления рисками основана на оценке рисков и включает меры, вырабатываемые и применяемые органами налоговой службы в целях выявления и предупреждения риска. На основе результатов оценки рисков осуществляется дифференцированное применение форм налогового контроля. Критерии оценки степени риска — это совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью проверяемого субъекта, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, и позволяющих отнести проверяемых субъектов к различным степеням риска.

Действующие Критерии оценки степени рисков утверждены и разработаны для отнесения налогоплательщиков к степени риска с целью отбора действующих налогоплательщиков в разрезе регионов для проведения плановых налоговых проверок. Баллы по критериям риска суммируются для определения общего суммарного итога по всем критериям, который используется для дифференциации налогоплательщиков по степени рисков.

Разработаны семь критериев степени оценки рисков. Первым является коэффициент налоговой нагрузки налогоплательщика, 2)осуществление сделок с лжепредприятиями, бездействующими налогоплательщиками и с налогоплательщиками, регистрации которых судами признаны недействительными, а также сделок, совершение которых признано судом осуществленными без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность; 3)выписка счетов-фактур при представлении налоговой отчетности по корпоративному (индивидуальному) подоходному налогу и (или) налогу на добавленную стоимость с нулевыми показателями:4) соотношение фонда оплаты труда к совокупному годовому доходу: 5) соотношение активов налогоплательщика к совокупному годовому доходу: 6) если руководитель и (или) учредитель, индивидуальный предприниматель является руководителем и (или) учредителем бездействующих налогоплательщиков и предприятий, регистрация которых судами признаны недействительными, а также налогоплательщиков, сделки которых признаны судом заключенными без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность: 7) снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах два и более раз в году. Таким образом, оценки степени риска и критерии риска — это ориентир не только для налоговых органов, но еще и для самих налогоплательщиков. Так, если налогоплательщик видит, что он попадает в зону степени риска, то следует задуматься о своем положении, изменить свое поведение как недобросовестного налогоплательщика.

УГД по г.Уральск.