Дата публикации: 07.12.2018 18:27
Дата изменения: 07.12.2018 18:31

     Программа «Цифровой Казахстан» был презентован Главой  государства. Цифровизация Казахстана – рост экономики. Как он отметил: «Важной является цифровизация процессов в госорганах, включая их взаимодействие с населением и бизнесом. Цифровизация необходима для повышения конкурентоспособности предприятий и страны в целом, а также улучшения качества жизни населения.

     Таким образом, одним из элементов цифровизации  бизнеса  в органах госдоходов - это замена кассовых аппаратов, то есть на сегодняшний момент  налогоплательщики и пользуются обычными кассовыми аппаратами, но цель государства, чтобы бизнес работал в режиме онлайн и все, что предприниматель пробивает на своем кассовом аппарате, управление госдоходов видело в реальном времени.

     Это прозрачность деятельности бизнеса, осуществление бизнес- сообществом  своей  деятельности  в правильной конкурентной среде, защита потребителей товаров, работ, услуг; борьба с теневой экономикой, и конечно пополнение бюджета: чем больше оборота показывает лицо, тем больше налогов он заплатит в казну. Это, еще и один инструмент в рамках камерального контроля, проводимого органами госдоходов.

     В Казахстане осуществляется поэтапное внедрение онлайн-ККМ: с 2015 года в отношении оптовой и розничной реализации бензина, дизельного топлива и алкогольной продукции; с 2016 года по 10 видам деятельности; с 1 октября 2018 года еще 17 видов деятельности.

     Всего этих видов деятельности 27, в том числе 17 видов деятельности:

11. Продажа автомобилей и легковых автотранспортных средств

12. Техобслуживание и ремонт автотранспортных средств

13. Оптовая торговля запасными частями и принадлежностями для автомобилей

14. Розничная торговля запасными частями и принадлежностями для автомобилей

15. Оптовая торговля напитками

16. Оптовая торговля фармацевтическими товарами

17. Торговля текстильными изделиями

18. Торговля скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и стеклом

19. Торговля одеждой

20. Розничная торговля фармацевтическими товарами

21. Торговля часами и ювелирными украшениями

22. Деятельность ломбардов

23. Деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом

24. Управление недвижимостью за вознаграждение или на договорной основе

25. Деятельность рекламных агентств

26. Деятельность по организации азартных игр и заключения пари

27. Деятельность по организации обменных операций с наличной иностранной валютой, осуществляемая уполномоченными организациями

     Согласно статьи 166 Налогового кодекса на территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных, модели которых включены в государственный реестр.

     В настоящее время,  освобождены от применения ККМ индивидуальные предприниматели осуществляющие деятельность :

в рамках специального налогового режима для субъектов малого бизнеса через нестационарные торговые объекты на территории открытых торговых рынков (начиная с 1 января 2019г. обязаны будут применять ККМ);

     с применением специального налогового режима на основе патента (начиная с 1 января 2020г. обязаны будут применять ККМ);

     в рамках специального налогового режима на основе уплаты единого земельного налога по деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим (кроме реализующих подакцизные товары) (начиная с 1 января 2020г. обязаны будут применять ККМ).

     С  1 января 2020 года не применять ККМ при осуществлении денежных расчетов смогут только:

1) физические лица;

2) адвокаты и медиаторы;

3) оказание услуг населению по перевозкам в общественном городском транспорте с выдачей билетов;

4) Национальный Банк Республики Казахстан;

5) банки второго уровня.

     В скором будущем почти все будут применять ККМ независимо от вида деятельности и режима налогообложения.

     Уклонение от применения ККМ лицами, которым  законодательство Республики Казахстан   предписывает данное требование в обязательном порядке наказуемо.

     Согласно части первой и второй статьи 284 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» неприменение ККМ при осуществлении на территории РК денежных расчетов производимых при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг посредством наличных денег , а также применение ККМ являющейся неисправной или не состоящей на учете в органе государственных доходов по месту использования влекут препреждение.

     Действия (бездействие) предусмотренные частью первой данной статьи совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания влекут штраф:

            на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, субъектов малого предпринимателсьтва в размере 15 МРП;

            на субъектов среднего предпринимательства в размере 30 МРП;

            на субъектов крупного предпринимательства- в размере 50 МРП.

                                                                                                  ДГД по ЗКО