Дата публикации: 04.05.2015 16:21
Дата изменения: 29.06.2015 17:35

На сегодняшний день приоритетным направлением в области осуществления налогового администрирования  является камеральный контроль, осуществляемый органами налоговой службы на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также иных документов и сведений о деятельности налогоплательщика.

Камеральный контроль является составной частью системы управления рисками и обеспечивают дополнительные поступления в бюджет.

Особенность данного вида контроля в том, что налогоплательщику предоставляется право для самостоятельного устранения выявленных нарушений в течении 30 рабочих дней.

Данный вид контроля регламентирован статьями 584 – 587 Налогового кодекса РК (далее Кодекс).

В соответствии с пунктом 1 статьи 587 Кодекса нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, ранжируются с применением единой системы управления рисками, по характеру и размеру нарушения:

         - налогоплательщикам, у которых установлены нарушения с высокой степенью риска - направляются уведомления;

         - налогоплательщикам, у которых установлены нарушения со средней степенью риска – направляются извещения, которые не требуют обязательного реагирования со стороны налогоплательщиков;

         - налогоплательщики, у которых установлены нарушения с незначительной степенью риска - уведомления и извещения не направляются.

  В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик (налоговый агент) представляет в органы налоговой службы налоговую отчетность за период, к которому относятся выявленные нарушения. В соответствии с Правилами составления налоговой отчетности, изменения и дополнения в налоговую отчетность вносятся путем составления дополнительной налоговой отчетности с отметками ячеек «Дополнительная» и «По уведомлению» с обязательным заполнением строки «Номер и дата уведомления». При этом в дополнительной налоговой отчетности по соответствующим строкам указывается только сумма выявленной разницы по сравнению с ранее представленной налоговой отчетностью.
         В случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик представляет в органы налоговой службы пояснение по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе, с приложением копии документов, подтверждающие достоверность данных, отраженных в налоговой отчетности. Также одним из нововведений исполнения уведомлений является представление жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговой службы по направлению такого уведомления.

Налогоплательщик, не отреагировавший на уведомление налогового органа, несет административную ответственность, а также включается в список, рекомендованных к налоговой проверке.

         Следует понять, что каждый несет ответственность за правильность и полноту своих сведений, отражаемых в налоговой отчетности.