Дата публикации: 16.03.2023 17:50
Дата изменения: 16.03.2023 17:53

Понятие «государственный служащий»  определено в Законе «О государственной службе Республики Казахстан», как гражданин Республики Казахстан, занимающий государственную должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства.

       В настоящее время, государственная служба предъявляет высокие требования к культуре поведения и речи, одежде, к нравственным качествам государственных служащих.

      Этические нормы деятельности государственных служащих Республики  Казахстан закреплены в Этическом кодексе государственных служащих, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года №153.

    Целью Этического кодекса является – повышение требований к морально-нравственному облику и деловым качествам государственных служащих, установление этических норм и стандартов  служебной этики для выполнения ими своей профессиональной деятельности, для сохранения и укрепления доверия общества к государственной службе, государству, обеспечение единых норм поведения государственных служащих.

      Государственный служащий должен соблюдать следующие стандарты служебной этики государственных служащих:

       1) быть скромными, соблюдать общепринятые морально-этические нормы, не распространять сведения, не соответствующие действительности;

      2) противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства и правам граждан;

      3) соблюдать установленные законом ограничения, избегать конфликта интересов;

      4) в обращении с гражданами проявлять корректность, не допускать фактов грубости, унижения достоинства, бестактности и некорректного поведения, своими действиями и поведением не давать повода для критики с их стороны;

      5) соблюдать деловой этикет и правила официального поведения, не допускать совершения действий, явно подрывающих в глазах граждан достоинство и авторитет государственных органов, представителями которых они являются;

      6) не давать неправомерные обещания и не брать неправомерные обязательства любого характера, связанные с исполнением должностных обязанностей;

      7) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, государственных служащих и иных лиц при решении вопросов личного характера, а также связанные с ним возможности в интересах общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций, в том числе для пропаганды своего отношения к ним;

      8) обеспечивать сохранность государственной собственности, использовать государственное имущество только по целевому назначению, для выполнения должностных обязанностей и разрешенных видов деятельности;

      9) не преследовать неправомерные финансовые и имущественные интересы, препятствующие добросовестному выполнению служебных обязанностей.

      Соблюдение этических норм и стандартов служебной этики в профессиональной деятельности, а также во внеслужебное время, является обязанностью государственных служащих и закреплено в должностных инструкциях.

      Вместе с тем, законодательством  официально закреплены ограничения в деятельности государственных служащих, связанные с этикой. Так, государственные служащие не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией. Они не имеют права использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, государственное имущество и служебную информацию, принимать вознаграждение в виде денег и услуг за осуществление действий или бездействий в связи исполнением своих функций,  участвовать в действиях, препятствующих нормальному функционированию государственных органов и выполнению должностных обязанностей, включая забастовки.

      Департамент государственных доходов по Западно-Казахстанской области в целях формирования у сотрудников ответственности и требовательности к соблюдению правил этического поведения, а также формирования нетерпимости к нарушениям требований этики, ежегодно в рамках повышения квалификации государственных служащих, организует обучение по темам «Этика на государственной службе», и «Этика и имидж государственных служащих».

        Проводимые обучения позволяют формировать у государственных служащих такие важные компетенции, как гражданскую ответственность, стремление работать на благо общества, знание требований стандартов служебной этики и готовность поступать с этими требованиями, которые являются необходимыми условиями успешной деятельности государственных служащих.